План- конспект урока по теме «Путешествие по Древней Греции»

Учитель истории Иванова Е.В.

Цели: итоговая систематизация и закрепление изученного материала.

 

УУД:

1.     Личностные – формировать познавательный интерес к изучению нового. Осмыслить историческую ценность культурного наследия эпохи эллинизма.

2.     Предметные – научиться обобщать и систематизировать знания по истории Древней Греции; показывать по карте объекты по заданному признаку; соотносить события истории Древней Греции по хронологическому признаку, классифицировать и группировать термины и имена по предложенным признакам; объяснять смысл важнейших исторических терминов и понятий; решать исторические задачи и формулировать собственные гипотезы по проблемным вопросам истории.

3.     Метапредметные:

1)    Коммуникативные - формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы; определять способы взаимодействия в группе; обмениваться знаниями с членами группы для принятия эффективных совместных решений; излагать свое мнение, аргументируя его; создавать устные тексты.

2)    Регулятивные - самостоятельно определять цели, проблему учебной деятельности; осознавать уровень и качество усвоения знаний и умений.

3)    Познавательные - уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; обобщать информацию о культурном наследии Древней Греции; строить логические цепочки рассуждений.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, меловая доска, мультимедийная презентация, раздаточный материал (карточки с заданиями), ватман с изображением моря, цветные карандаши, магниты, атласы, учебник истории древнего мира.

Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений

Технологии: игровая, ИКТ, здоровьесберегающая.

 

Подготовительная работа: класс заранее поделен на три команды, выбраны капитаны, оценивание и подсчет баллов осуществляют сами команды. Капитаны получили опережающее задание подготовить рассказ об одном из чудес света для конкурса капитанов.

 

Эпиграф:                                                                         Каждый пусть будет,

                                                                                         По-своему, греком!

                                                                                         Но только пусть будет!

                                                                    Немецкий поэт XIX века Иоганн Гете

 

1.                 Организационный момент.

2.                 Постановка цели и задачи урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Какую страну мы изучали на последних уроках?

Каким уроком мы обычно заканчиваем изучение раздела? Для чего нужны такие уроки? – Мы повторяем, уточняем, обобщаем, то что узнали. Нам нужно выявить затруднения, расширить знания. Поэтому, подводя сегодня итоги, нам необходимо вспомнить все, что мы знаем об истории этого государства.

Сегодня мы повторяем тему Древняя Греция. Подумайте, как бы вы назвали этот урок? (Повторение по теме «Древняя Греция», Загадочная Греция, Летопись Древней Греции, Цивилизация Древней Греции, Эллада). (Тему записывают в тетрадь).

Ученые называют Древнюю Грецию «колыбелью человечества». Что такое колыбель? (первая кроватка, где ребенок начинает жить, место или начало зарождения чего-либо). Какая перед нами возникает проблема?

Перед нами стоит проблема: Почему Древнюю Грецию называют колыбелью человечества? (записать в тетрадь).

Какие гипотезы и предположения у вас существуют? (Учитель записывает на доске).

Обратите внимание на эпиграф урока. Вот и я вам предлагаю побыть чуточку древними греками.

Я приглашаю всех вас вновь

Перелистать истории страницы.

И сквозь века, промчавшись унести,

Под грохот быстрой колесницы.

Согласны ли проверить знания свои,

Которые на уроках получили?

Тогда скорее в путь, друзья!

 

Наш класс поделен на группы по рядам, у каждой команды капитан.

Сегодня мы совершим путешествие в эту удивительную историческую область на специальных кораблях – триерах.

- Что означает это слово? (мелкосидящие корабли с тремя рядами весел)

Но, чтобы мы могли переместиться во времени, надо прочитать слова, которые зашифрованы – это и будут названия команд

Афиняне, Спартанцы, Македоняне.

 Учитель объясняет правила игры:

1.Команды должны пройти все этапы игры.

2.Капитан команды следит за активностью игроков, руководит об­суждением вопроса, делает выбор - кому отвечать от имени команды.

3.В каждом задании определено максимальное количество баллов. Если команда не отвечает на вопрос, соперникам дается право ответить на вопрос и заработать дополнительные баллы.

4.За подсказку с команды снимается 1балл, вопрос заменяется.

5. Оценивают работы члены команды, капитан выставляет оценки в оценочный лист.

I. Первая остановка «Историческая география». Отправляемся в путешествие: для этого нам нужна карта. Мы должны посетить много интересных мест: (раздаются задания «Укажи место на карте», за каждый правильный ответ 1 балл, максимальное количество 4 балла)

Конкурс. «Укажи место на карте», используя карту Др. Греции

1 команда

1.     Город где был построен лабиринт Минотавра.

2.     Место сражения, о победе в котором возвестил воин, пробежавший 40 км.

3.     Место, где проходили Олимпийские игры.

4.     Место, где жили боги.

Ответы:  1. Кносс на о. Крит; 2. Марафон в Аттике; 3. Олимпия в Южной Греции; 4. Гора Олимп в Северной Греции.

2  команда

1.     Родину Одиссея.

2.     Место, которое защищали 300 спартанцев.

3.     Город, о котором Гомер написал поэму.

4.     Город – родину демократии.

Ответы:  1. О. Итака; 2. Фермопильский проход между Северной и Средней Грецией; 3. Троя на полуострове Малая Азия; 4. Афины в Аттике.

3 команда

1.     Южная часть Греции.

2.     Самая высокая гора в Греции.

3.     Город – современная столица Греции.

4.     Полис – главный соперник Афин.

Ответы: 1. П.-в. Пелопоннес; 2. Олимп; 3. Афины; 4. Спарта.

 

Вторая остановка  - «Переводчик»

 Когда мы собираемся в чужую страну, мы должны познакомиться не только с традициями и правилами поведения в другой стране, но и хоть немножечко знать язык.

Из предложенных терминов исключите те, которые не относятся к истории Древней Греции. Оставшиеся термины объясните. (За каждый верно исключенный термин 1 балл, за каждый правильно объясненный термин 1 балл. Всего – 5 баллов).

1 команда

Саркофаг, демократия, театр, Нил, Балканский полуостров.

2  команда

Фараон, народное собрание, Библ, илот, лабиринт.

 

3 команда

  Олимпийские игры, клинопись, Спарта, Гомер, мумия.

Дополнительные вопросы: Где зародились Олимпийские игры? Кто придумал театр? Где возникла демократия?

Подведем итог- Молодцы, вспомнили термины. А мы продолжаем свое путешествие.

Третья остановка – Население

Возможно ли изучать историю без людей? А в Древней Греции люди жили? Каким словом мы можем назвать всех жителей Древней Греции?

Ну, а теперь давайте разберемся со всем населением Греции, для этого нам поможет эта схема. Как видите где-то тут есть пропуски, ваша задача их заполнить. За каждый верно заполненный пропуск 1 балл, всего 4 балла.

 

                                               
    Блок-схема: процесс: население
   
       
 
 
 
    Блок-схема: процесс: несвободные
   
 
    Блок-схема: процесс: граждане
   
 
       
 
 
       
 
 
      Блок-схема: процесс: аристократы
 
  Блок-схема: процесс: купцы, приезжие
приезжие
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Население любой страны, будь оно свободным или несвободным, бедным или богатым, всегда нуждалось в управлении, решении хозяйственных вопросов, заключении мира или ведении войны, защите от врагов и многих других. И когда большинство населения осознает необходимость решения этих вопросов, тогда и возникает государство. Государство – это страна имеющая единую систему власти, единые законы, армию, казну, налоги, обладающая определенной территорией и границами.

 

Греция была единым государством? Докажите, что она не была единым государством?

Из чего она состояла?

Как называются города-государства в Греции?

 

Четвертая остановка -  Даты и факты

В истории каждой страны есть такие страницы, когда проливалась человеческая кровь, шла война.

Скажите, жители Греции вели войны?

С кем воевали греки?

Командам надо сопоставить историческое сражение с датой. За каждое правильное соответствие 1 балл. Всего 5 баллов.

Историческое сражение

Дата

1.     Марафонская битва

A.   334-324 гг. до н.э.

2.     Троянская война

B.    490 г.до н.э.

3.     Битва при Херонее

C.    480 г. до н.э.

4.     Поход Александра Македонского на восток

D.   1200 г. до н.э.

5.     Саламинская битва

E.    338 г.до н.э.

 

1

2

3

4

5

C

D

E

A

B

 

Пятая остановка - Мифы (по атрибутам вспоминают мифы). Команды отвечают по очереди, в случае затруднения, право ответить получает другая команда. За правильный ответ 1 балл. Всего 2 балла.

      Меч и клубок ниток.

      Перья, воск, нитки.

      Яблоко с надписью «Прекраснейшей»

      Огонь, утес, цепи, орел, печень.

      Деревянный конь.

      Город, трезубец, источник с морской водой, копьё, оливковое дерево

 

Шестая остановка А жили ли они?

В левую колонку выберите те имена, кто был историческим лицом (жил и действовал), а в правую те, кто известен вам из мифов и сказаний о богах и героях. (Максимально 4 балла. Если допущена 1 ошибка 3 балла, если допущено 2 ошибки – 2 балла, 3 ошибки – 1 балл, если ошибок больше – 0 баллов.)

Гомер, Демосфен, Перикл, Одиссей, Геракл, Солон, Посейдон, Ксеркс, Афродита, Аполлон, Леонид, Афина, Дионис, Филипп, Гера, Аристотель, Фидий, Дарий, Пенелопа, Аид.

Исторические личности

Боги и герои

Гомер

Одиссей

Демосфен

Геракл

Перикл

Посейдон

Солон

Афродита

Ксеркс

Аполлон

Леонид

Афина

Филипп

Дионис

Аристотель

Гера

Фидий

Пенелопа

Дарий

Аид

Физминутка  «Скульптура»

Поднимаем руки класс – это раз,

Повернулась голова – это два,

Руки вниз, вперед смотри – это три,

Руки в стороны пошире развернули на четыре,

С силой их к плечам прижать – это пять,

Всем атлетам тихо сесть – это шесть.

 

Седьмая остановка – «О ком идет речь»?       (За каждый правильный ответ 1 балл)

1. Считается, что он был полубог- получеловек, сын Зевса. Совершил 12 подвигов, одним из которых была победа над страшным львом. (Геракл)

2. За право называться родиной этого человека до сих пор спорит 8 греческий городов. Он создал 2 великих произведения. По рассказам был слеп, а свои произведения исполнял по памяти. (Гомер)

3. Говорят, что когда он родился, то его мать- морская богиня Фетида, решила оградить его от несчастий. Она искупала младенца в водах подземной реки и его тело стало неуязвимым, кроме пятки, которая потом погубила героя. (Ахиллес)

 

Восьмая  остановка – «Конкурс капитанов» - конкурс ораторского мастерства. (Максимально – 3 балла)

Капитанам нужно проявить себя в красноречии, рассказывая о чудесах света, которые создали греки: статуя Зевса в Олимпии, храм Артемиды, Александрийский маяк.

Девятая  остановка – «Историческая задача» (Максимально – 2 балла)

1.За что наказали спартанцев?

Древний писатель рассказывает, что незадолго до начала Олимпийских игр спартанцы осадили враждебный им греческий город. Весть об этом разнеслась по Элладе, и спартанцам запретили целых двадцать лет появляться на Олимпийских играх. Чем можно это объяснить? Сколько Олимпийских игр спартанцам пришлось пропустить? (Олимпийские игры носили миротворческий характер, объединяли эллинов, живущих в разных, зачастую воюющих между собой полисах.)

Дополнительный вопрос: Что объединяло древних греков, помимо Олимпийских игр, и что было общего у всех греков? (Религиозные верования, язык, алфавит)

 

Дополнительный вопрос: Что объединяло древних греков, помимо Олимпийских игр, и что было общего у всех греков? (Религиозные верования, язык, алфавит)

2.Три призовых места в одном и том же состязании.

Афинский полководец Алкивиад был очень богат. Однажды он принимал участие в Олимпийских играх. При этом ему так повезло, что он не только стал победителем в одном из состязаний, но единственный из всех эллинов занял в этом состязании наряду с первым местом второе и третье места. Какое это было состязание? Объясните, как мог один и тот же человек занять одновременно несколько призовых мест в одном и том же олимпийском состязании. (Алкивиад выставил на состязания несколько колесниц, которые и обогнали всех остальных. А призы присуждали не возничему, а владельцу лошадей.)

3.У древних греков был бог огня и кузнец Гефест, богиня земледелия Деметра, покровитель торговли Гермес. Какие точные выводы можно сделать на основе этих фактов? (По названию богов можно узнать о занятиях древних греков)

 

Девятая остановка – «Голоса из прошлого».

9 карточек с изречениями раскладываются на столе вниз текстом. Выходят по одному человеку из команды. По знаку ведущего все берут карточки и читают текст про себя. Если ответ известен игроку, то он оставляет карточку у себя, если нет, кладет обратно. По указанию ведущего игроки по очереди зачитывают текст и дают ответ. В случае, если ответ неправильный учитель изымает карточку, кладет ее к оставшимся и перемешивает.

«Кому принадлежат эти слова?»

      «…афиняне, я узнаю этот корабль, но не могу различить цвет паруса…» (Эгей)

       «О владыка морей, Отец мой! Пусть Одиссей никогда не увидит Отчизны. Если же волею судьбы он достигнет Итаки, пусть возвратится один, на чужом корабле и несчастье найдет в своем доме» (циклоп Полифем)

      Я люблю свою мать и люблю мужа! Но сердце мое разрывается от того, что я не могу жить одновременно с ними обоими! (Персефона)

      Я жил в трудное для Греции время. Сильнейший враг стремился захватить мою родину. В тяжелом бою нам удалось победить. Народ ликовал. Но я понимал- главные испытания еще впереди. (Фемистокол)

      Его обвинили в растрате казны; он хотел вернуть все до последней драхмы при условии, что на всех постройках будет написано: «Воздвигнуто …….  на его собственные средства». (Перикл)

      Ищи, сын мой, царство по себе, Македония слишком мала для тебя!!! (Филипп)

      «Филиппу я обязан тем, что живу, а Аристотелю тем, что живу достойно». (Ал. Македонский)

      Я победил при Гранике, Иссе, Гавгамелах. «Власть над миром – вот мой удел!» (Ал. Македонский)

      Нет такой городской стены, через которую не мог бы перешагнуть осел, нагруженный золотом. (Филипп II)

 

Возвращаемся к проблеме поставленной в начале урока: Почему Древнюю Грецию называют колыбелью человечества? Есть-ли что-либо, что мы используем в XXI веке из наследия Древних греков?

Приходим к выводу, что достижениями древнегреческой культуры пользуются многие народы до сих пор (алфавит, Олимпийские игры, театр, скульптура, архитектура). В Греции возникла новая система управления государством – демократия. Мифы Древней Греции и сегодня служат прекрасным средством воспитания детей. Многие столетия архитекторы используют в строительстве элементы древнегреческой архитектуры. Возникло ораторское искусство и лаконичная речь. В Древней Греции была создана великая цивилизация, которая до сих пор питает мировую культуру.

Итоги урока: Определяется команда, набравшая большее количество баллов. Каждая команда определяет, кто внес наибольший вклад в работу. Отмечают наиболее трудные и понравившиеся эпизоды урока.

Рефлексия:

Настало время подводить итоги, но перед награждением победителей проведем рефлексию. У каждого участника есть кораблик. Закрасьте зеленым цветом парус корабля, если вы справились и было все понятно, желтым цветом парус, если испытывали затруднения, красным цветом, если было трудно и нужна помощь. Если урок ничем не отличается от прежних уроков, и ничего нового не принес – закрасьте серым цветом.

Домашнее задание:

1)    Написать сочинение «За что я люблю историю Древней Греции?»

2)    Повторить даты, термины, события, личности.

Спасибо за урок!