План- конспект урока истории в 5 классе по теме: «Ах, какая Греция!»

Учитель истории и обществознания Иванова Е.В.

Цели: итоговая систематизация и закрепление изученного материала.

 

УУД:

1.     Личностные – формировать познавательный интерес к изучению нового. Осмыслить историческую ценность культурного наследия эпохи эллинизма.

2.     Предметные – научиться обобщать и систематизировать знания по истории Древней Греции; показывать по карте объекты по заданному признаку; соотносить события истории Древней Греции по хронологическому признаку, классифицировать и группировать термины и имена по предложенным признакам; объяснять смысл важнейших исторических терминов и понятий; решать исторические задачи и формулировать собственные гипотезы по проблемным вопросам истории.

3.     Метапредметные:

1)    Коммуникативные - формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы; определять способы взаимодействия в группе; обмениваться знаниями с членами группы для принятия эффективных совместных решений; излагать свое мнение, аргументируя его; создавать устные тексты.

2)    Регулятивные - самостоятельно определять цели, проблему учебной деятельности; осознавать уровень и качество усвоения знаний и умений.

3)    Познавательные - уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; обобщать информацию о культурном наследии Древней Греции; строить логические цепочки рассуждений.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, меловая доска, мультимедийная презентация, раздаточный материал (карточки с заданиями), ватман с изображением моря, цветные карандаши, магниты, атласы, учебник истории древнего мира.

Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений

Технологии: игровая, ИКТ, здоровьесберегающая, технология развития критического мышления.

 

Подготовительная работа: класс заранее поделен на две команды, выбраны капитаны, оценивание и подсчет баллов осуществляют сами команды. Капитаны получили опережающее задание для конкурса «Можешь ли ты быть оратором?», подготовить рассказ от имени афинянина или спартанца, чтобы убедить другого, что порядки в его государстве лучше.

 

Эпиграф:                                                 Древняя Греция –                                      

                                                                 колыбель человечества.

                       Современный греческий ученый –антрополог Арис Пулянос

 

1.                Организационный момент.

2.                Постановка цели и задачи урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Звучит музыка «Сиртаки» и видеоряд «Греция».

-Вы узнали страну? А как называется танец, который исполняется под эту музыку?

Сегодня мы заканчиваем изучение раздела «Древняя Греция». У нас урок обобщения и систематизации знаний и умений.

- Для чего нужны такие уроки? – Мы повторяем, уточняем, закрепляем, обобщаем, то что узнали. Нам нужно выявить затруднения, расширить знания, узнать новое. Поэтому, подводя сегодня итоги, нам необходимо вспомнить все, что мы знаем об истории этого государства.

Сегодня мы повторяем тему Древняя Греция. Подумайте, как бы вы назвали этот урок? (Повторение по теме «Древняя Греция», Загадочная Греция, Летопись Древней Греции, Цивилизация Древней Греции, Эллада). (Тему записывают в тетрадь).

-Что нам необходимо повторить, чтобы получить представление о Др.Греции? (географическое положение, население, даты, войны, богов, мифы).

-Какие средства и материалы мы могли бы для этого использовать?

Ученые называют Древнюю Грецию «колыбелью человечества». Что такое колыбель? (первая кроватка, где ребенок начинает жить, место или начало зарождения чего-либо). Используя эпиграф, сформулируйте проблемный вопрос нашего урока?

Перед нами стоит проблема: Почему Древнюю Грецию называют колыбелью человечества? (записать в тетрадь).

Какие гипотезы и предположения у вас существуют? (Учитель записывает на доске).

3.     Актуализация знаний

Я вам предлагаю побыть чуточку древними греками и отправиться в эту удивительную страну на триерах. Что означает это слово?

 

Наш класс поделен на две команды, у каждой команды капитан.

Чтобы мы могли переместиться во времени, надо прочитать слова, которые зашифрованы – это и будут названия команд «Афиняне», «Спартанцы».

 Учитель объясняет правила игры:

1.Команды должны пройти все этапы игры.

2.Капитан команды следит за активностью игроков, руководит об­суждением вопроса, делает выбор - кому отвечать от имени команды.

3.В каждом задании определено максимальное количество баллов. Если команда не отвечает на вопрос, соперникам дается право ответить на вопрос и заработать дополнительные баллы.

4. Оценивают работы члены команды, капитан выставляет оценки в оценочный лист.

I. Первая остановка «Историческая география». Отправляемся в путешествие: для этого нам нужна карта. Мы должны посетить много интересных мест: (раздаются задания «Укажи место на карте», за каждый правильный ответ 1 балл, максимальное количество 4 балла)

Конкурс. «Укажи место на карте», используя карту Др. Греции

1 команда

1.     Остров, где был построен лабиринт Минотавра.

2.     Место сражения, о победе в котором возвестил воин, пробежавший 40 км.

3.     Место, где проходили Олимпийские игры.

4.     Место, где жили боги.

Ответы:  1. О. Крит; 2. Марафон в Аттике; 3. Олимпия в Южной Греции; 4. Гора Олимп в Северной Греции.

2  команда

1.     Родину Одиссея.

2.     Место, которое защищали 300 спартанцев.

3.     Город, о котором Гомер написал поэму.

4.     Город – родину демократии.

Ответы:  1. О. Итака; 2. Фермопильский проход между Северной и Средней Грецией; 3. Троя на полуострове Малая Азия; 4. Афины в Аттике.

Вторая остановка  - «Медиа-алфавит»

 Когда мы собираемся в чужую страну, мы должны познакомиться не только с традициями и правилами поведения в другой стране, но и хоть немножечко знать язык. Команды по очереди называют термин, связанный с историей Древней Греции (За каждый верно названный термин 1 балл. Всего – 5 баллов).

Дополнительные вопросы: Где зародились Олимпийские игры? Кто придумал театр? Где возникла демократия?

Подведем итог- Молодцы, вспомнили термины. А мы продолжаем свое путешествие.

Третья остановка – Население

Возможно ли изучать историю без людей? А в Древней Греции люди жили? Каким словом мы можем назвать всех жителей Древней Греции?

Ну, а теперь давайте разберемся со всем населением Греции, для этого нам поможет эта схема. Как видите где-то тут есть пропуски, ваша задача их заполнить. За каждый верно заполненный пропуск 1 балл, всего 4 балла.

 

 

                                                   
    Блок-схема: процесс: население
   
       
 
 
 
    Блок-схема: процесс: несвободные
   
 
   
   
 
       
 
    Блок-схема: процесс: граждане
 
       
 
 
      Блок-схема: процесс: аристократы
 
  Блок-схема: процесс: купцы, приезжие
приезжие
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Население любой страны, будь оно свободным или несвободным, бедным или богатым, всегда нуждалось в управлении, решении хозяйственных вопросов, заключении мира или ведении войны, защите от врагов и многих других. И когда большинство населения осознает необходимость решения этих вопросов, тогда и возникает государство. Государство – это страна имеющая единую систему власти, единые законы, армию, казну, налоги, обладающая определенной территорией и границами.

 

Греция была единым государством? Докажите, что она не была единым государством?

Из чего она состояла?

Как называются города-государства в Греции?

 

Четвертая остановка -  Даты и факты

В истории каждой страны есть такие страницы, когда проливалась человеческая кровь, шла война.

Скажите, жители Греции вели войны?

С кем воевали греки?

Командам надо сопоставить историческое сражение с датой. За каждое правильное соответствие 1 балл. Всего 5 баллов.

Историческое сражение

Дата

1.     Марафонская битва

A.   334-324 гг. до н.э.

2.     Троянская война

B.   490 г.до н.э.

3.     Битва при Херонее

C.   480 г. до н.э.

4.     Поход Александра Македонского на восток

D.   1200 г. до н.э.

5.     Саламинская битва

E.    338 г.до н.э.

 

1

2

3

4

5

B

D

E

A

C

 

Пятая остановка – Конкурс капитанов «Можешь ли ты быть оратором?»

Представьте, что встретились афинянин и спартанец, и каждый пытается убедить другого, что порядки в его государстве лучше. Вы должны подобрать факты, которые убедят не только спорщиков, но и членов команд.

Если в речи капитана присутствуют три достоинства стиля (ясность, красота, уместность), то команда получит 3 балла.

 

 Тематическая физ. минутка

Учитель называет утверждение, если оно верно надо хлопнуть в ладони над головой, если неверно, то присесть

Список утверждений:

1. Греческая община – город-государство называлась полис? (да)

2. Народ по- гречески - это демос? (да)

3. Долговое рабство в Афинах отменил Перикл? (нет); Солон? (да)

4. Архонты – это правители Афин?(да)

5. Народная власть по-гречески свобода? (нет), демократия(да)

6. Законы Драконта отменил Дарий ?(нет)

7. Народное собрание в Афинах имело право принимать законы и выбирать должностных лиц? (да)

8. Женщины и рабы обладали гражданскими правами? (нет)

9. Тиран – это человек, который получил власть по наследству? (нет), захватил силой? (да)

10. В Спарте за соблюдением законов следила коллегия из 5 эфоров? (да).

 

Шестая остановка - Мифы (по атрибутам вспоминают мифы). Рассмотрите изображения и назовите какие мифологические сюжеты изображены? Команды отвечают по очереди, в случае затруднения, право ответить получает другая команда. За правильный ответ 1 балл. Всего 3 балла.

Седьмая остановка А жили ли они?

В левую колонку выберите те имена, кто был историческим лицом (жил и действовал), а в правую те, кто известен вам из мифов и сказаний о богах и героях. (Максимально 4 балла. Если допущена 1 ошибка 3 балла, если допущено 2 ошибки – 2 балла, 3 ошибки – 1 балл, если ошибок больше – 0 баллов.)

Гомер, Демосфен, Перикл, Одиссей, Геракл, Солон, Посейдон, Ксеркс, Афродита, Аполлон, Леонид, Афина, Дионис, Филипп, Гера, Аристотель, Фидий, Дарий, Пенелопа, Аид.

Исторические личности

Боги и герои

Гомер

Одиссей

Демосфен

Геракл

Перикл

Посейдон

Солон

Афродита

Ксеркс

Аполлон

Леонид

Афина

Филипп

Дионис

Аристотель

Гера

Фидий

Пенелопа

Дарий

Аид

 

Восьмая остановка – «О ком идет речь»?    (За каждый правильный ответ 1 балл)

1. Считается, что он был полубог- получеловек, сын Зевса. Совершил 12 подвигов, одним из которых была победа над страшным львом. (Геракл)

2. За право называться родиной этого человека до сих пор спорит 8 греческий городов. Он создал 2 великих произведения. По рассказам был слеп, а свои произведения исполнял по памяти. (Гомер)

Девятая  остановка – «Историческая задача» (Максимально – 2 балла)

1.За что наказали спартанцев?

Древний писатель рассказывает, что незадолго до начала Олимпийских игр спартанцы осадили враждебный им греческий город. Весть об этом разнеслась по Элладе, и спартанцам запретили целых двадцать лет появляться на Олимпийских играх. Чем можно это объяснить? Сколько Олимпийских игр спартанцам пришлось пропустить? (Олимпийские игры носили миротворческий характер, объединяли эллинов, живущих в разных, зачастую воюющих между собой полисах.)

Дополнительный вопрос: Что объединяло древних греков, помимо Олимпийских игр, и что было общего у всех греков? (Религиозные верования, язык, алфавит)

 

Дополнительный вопрос: Что объединяло древних греков, помимо Олимпийских игр, и что было общего у всех греков? (Религиозные верования, язык, алфавит)

2.Три призовых места в одном и том же состязании.

Афинский полководец Алкивиад был очень богат. Однажды он принимал участие в Олимпийских играх. При этом ему так повезло, что он не только стал победителем в одном из состязаний, но единственный из всех эллинов занял в этом состязании наряду с первым местом второе и третье места. Какое это было состязание? Объясните, как мог один и тот же человек занять одновременно несколько призовых мест в одном и том же олимпийском состязании. (Алкивиад выставил на состязания несколько колесниц, которые и обогнали всех остальных. А призы присуждали не возничему, а владельцу лошадей.)

3.У древних греков был бог огня и кузнец Гефест, богиня земледелия Деметра, покровитель торговли Гермес. Какие точные выводы можно сделать на основе этих фактов? (По названию богов можно узнать о занятиях древних греков)

 

Девятая остановка – «Голоса из прошлого».

9 карточек с изречениями раскладываются на столе вниз текстом. Выходят по одному человеку из команды. По знаку ведущего все берут карточки и читают текст про себя. Если ответ известен игроку, то он оставляет карточку у себя, если нет, кладет обратно. По указанию ведущего игроки по очереди зачитывают текст и дают ответ. В случае, если ответ неправильный учитель изымает карточку, кладет ее к оставшимся и перемешивает.

«Кому принадлежат эти слова?»

      «…афиняне, я узнаю этот корабль, но не могу различить цвет паруса…» (Эгей)

       «О владыка морей, Отец мой! Пусть Одиссей никогда не увидит Отчизны. Если же волею судьбы он достигнет Итаки, пусть возвратится один, на чужом корабле и несчастье найдет в своем доме» (циклоп Полифем)

      Я люблю свою мать и люблю мужа! Но сердце мое разрывается от того, что я не могу жить одновременно с ними обоими! (Персефона)

      Я жил в трудное для Греции время. Сильнейший враг стремился захватить мою родину. В тяжелом бою нам удалось победить. Народ ликовал. Но я понимал- главные испытания еще впереди. (Фемистокол)

      Его обвинили в растрате казны; он хотел вернуть все до последней драхмы при условии, что на всех постройках будет написано: «Воздвигнуто …….  на его собственные средства». (Перикл)

      Ищи, сын мой, царство по себе, Македония слишком мала для тебя!!! (Филипп)

      «Филиппу я обязан тем, что живу, а Аристотелю тем, что живу достойно». (Ал. Македонский)

      Я победил при Гранике, Иссе, Гавгамелах. «Власть над миром – вот мой удел!» (Ал. Македонский)

      Нет такой городской стены, через которую не мог бы перешагнуть осел, нагруженный золотом. (Филипп II)

 

Возвращаемся к проблеме поставленной в начале урока: Почему Древнюю Грецию называют колыбелью человечества? Есть-ли что-либо, что мы используем в XXI веке из наследия Древних греков?

Приходим к выводу, что достижениями древнегреческой культуры пользуются многие народы до сих пор (алфавит, Олимпийские игры, театр, скульптура, архитектура). В Греции возникла новая система управления государством – демократия. Мифы Древней Греции и сегодня служат прекрасным средством воспитания детей. Многие столетия архитекторы используют в строительстве элементы древнегреческой архитектуры. Возникло ораторское искусство и лаконичная речь. В Древней Греции была создана великая цивилизация, которая до сих пор питает мировую культуру.

Итоги урока: Определяется команда, набравшая большее количество баллов. Каждая команда определяет, кто внес наибольший вклад в работу. Отмечают наиболее трудные и понравившиеся эпизоды урока.

Рефлексия:

Настало время подводить итоги, но перед награждением победителей проведем рефлексию. У каждого участника есть кораблик. Закрасьте зеленым цветом парус корабля, если вы справились и было все понятно, желтым цветом парус, если испытывали затруднения, красным цветом, если было трудно и нужна помощь. Если урок ничем не отличается от прежних уроков, и ничего нового не принес – закрасьте серым цветом.

Домашнее задание:

1)    Написать сочинение «За что я люблю историю Древней Греции?»

2)    Повторить даты, термины, события, личности.

Спасибо за урок!

Список, используемых ресурсов:

1. Вигасин А.А., Годер Г. И., Свенцицкая И.С. Учебник: Всеобщая история.  История Древнего мира. 5 класс: учеб. Для общеобразовательных учреждений. М., 2012г.

2. Крючкина Н.Б. Дидактические игры, тесты, загадки по истории Древнего мира. Методическое пособие. М., 2003г.

3. Марьянова О.А. История Древнего мира. 5 класс. Интерактивные дидактические материалы. М., 2012 г.

4. Жукова С.А. Рабочая тетрадь к учебнику Ф.А.Михайловского «Всеобщая история. История Древнего мира». М., 2013

 5. Знаменитые греки. Жизнеописания Плутарха. Ленинград, 1961 г.

6. Саплина Е.В., Саплин А.И. История Древнего мира. Рабочая тетрадь. М., 2003 г.

7. https://nsportal.ru/shkola/istoriya/library/2015/.../urok-puteshestvie-po-drevney-gretsii

8. https://www.maam.ru/.../otkrytyi-urok-po-istori-v-6-klase-po-teme-drevnja-grecija.ht.

9. https://videouroki.net/razrabotki/urok-po-istorii-puteshestvie-po-drevney-gretsii.html