Роль урочной деятельности обучающихся в формировании их патриотических чувств и гражданского сознания, повышение воспитательного потенциала учебных предметов.

Выступление на ПС учителя истории и обществознания Ивановой Е.В.

                                               От того, как мы воспитаем молодежь,

                                               зависит то, сможет ли Россия сберечь и              

                                               приумножить саму себя.   

                                               Президент РФ В.В. Путин

В настоящее время мы являемся свидетелями и участниками постепенного процесса переоценки ценностей, возрождения гражданских и патриотических взглядов и убеждений. На смену ценностям общества потребления (деньги, вещизм, рост потребления) провозглашаются традиционные ценности (семья, почитание старших, честность, патриотизм, чувство долга, справедливость и др.). В. В. Путин назвал патриотизм «единственной национальной идеей в России».

В то же время, с ростом влияния России в мире усиливается информационная война против неё. Формируется негативное отношение к современной России, преимущественно за счет пересмотра итогов и уроков наиболее значимых исторических событий, особенно Великой Отечественной войны. Следовательно, сегодня в большей степени возникает необходимость защиты отечественной истории от лжи и фальсификаций.

Среди целей исторического и обществоведческого образования в Федеральных государственных образовательных стандартах II поколения выделяются: воспитание патриотизма, гражданственности, уважения к истории и традициям нашей Родины.

Уроки истории и обществознания, как и литература, призваны воспитывать, и имеют все возможности для формирования патриотизма и гражданственности.

Научить патриотизму невозможно, но создать ситуацию, при которой создаётся возможность для формирования сочувствия к страданиям своего народа, гордости достижениями своей страны возможно.

Важной составляющей воспитательных моментов на уроках являются яркие эмоции и образы, которые побуждают сопереживать, сочувствовать, осознавать готовность служить интересам своей Родины. Наибольшим потенциалом эмоционального воздействия обладает «живое слово» учителя, приемы наглядного обучения, образное описание по картине, чтение и анализ исторических документов и литературных произведений, в ярких красках воспроизводящих изучаемую эпоху, просмотр и обсуждение фрагментов документальных и художественных фильмов и т.д.

В 6 классе при изучении правления Ярослава Мудрого учащиеся знакомятся с текстом наставления Ярослава Мудрого своим сыновьям: «Вы, дети одного отца и матери, должны не только называться братьями, но и сердечно любить друг друга. Знайте, что междоусобие, бедственное лично для вас, погубит славу и величие Государства, основанного счастливыми трудами наших отцов и дедов. Мир и согласие ваше утвердят его могущество». Отвечают на вопросы: «Что, по мнению Ярослава Мудрого, представляет опасность для государства и что его может укрепить?»

При изучении темы «Русь в середине XI- начале XII в.» шестиклассники читают «Поучение Владимира Мономаха своим детям». И хотя «Поучение» князь адресовал своим потомкам, его завещание не утратило своей актуальности и сегодня, ведь речь идет о вечных духовных ценностях.

Князь призывает нас нести любовь и добро людям. Мы читаем о том, что нельзя убивать и причинять людям вред, а также нежелательно отвечать злом на зло. Князь призывал нас беречь русскую землю: «Не давайте отрокам причинять вред ни своим, ни чужим, ни сёлам, ни посевам»

В «Поучении» речь идет о том, что нужно жить праведно, проявлять милосердие к людям немощным, бедным и бездомным: «Напойте и накормите просящего», «убогих не забывайте».

Владимир Мономах призывал молодых людей уважать старших, поскольку соответствующее отношение будет и к нам, когда мы состаримся: «Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев…»

Весьма актуальны и призывы князя вести здоровый образ жизни, остерегаться пьянства, усердно учиться и творить добро, не позволяя себе лодырничать: «Что умеете хорошего, то не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь – как отец мой, дома сидя, знал пять языков, оттого и честь от других стран. Леность ведь всему мать: что кто умеет, то забудет, а чего не умеет, тому не научится. Добро же творя, не ленитесь ни на что хорошее». Используя данный исторический документ, я пытаюсь донести до своих учеников, что любовь к Родине тесно связана с нравственными и духовными ценностями.

Для усиления воздействия от рассказа о подвиге русского крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец» на уроке по теме «Русско-японская война 1904-1905 гг.», использую аудиозапись песни «Варяг». Выдержав неравный бой с японской эскадрой и не спустив флага перед неприятелем, русские моряки сами потопили свой корабль, лишенный возможности продолжать бой, но не сдались врагу. Лодка «Кореец», получив пробоины от двух взрывов также была затоплена. Бой у мыса Чемульпо показал героизм русских матросов и офицеров, которые готовы были пойти на верную гибель ради сохранения чести и достоинства.

История Великой Отечественной войны – благодатная почва для патриотического воспитания. О начале Великой Отечественной войны невозможно говорить без песни «Священная война», которая стала символом и гимном защиты Отечества.

Фото и кино документы помогают воссоздать страшную картину бесчеловечной войны. Одна из двух самых известных фотографий Великой Отечественной войны «Комбат», вторая – «Знамя Победы над рейхстагом». Фотография «Комбат» сделана в разгар войны в 1942 году на Южном фронте под Ворошиловградом. На ней мы видим командира, поднимающего бойцов в бой. Я узнала историю этой фотографии, 36-летний политрук Александр Еременко, который в мирное время работал конторским служащим при заводе, в момент боя, когда ослепленные и оглушенные бойцы были готовы отступить, встал во весь рост над окопами и со словами: «За мной! За Родину! Вперед!», - увлек бойцов в контратаку и погиб в рукопашной схватке в окопах врага. Из таких, казалось бы, безрассудных и отчаянных поступков, складывалась победа в Великой Отечественной войне.

Роль простых людей в Великой Отечественной войне показываю на примере героя из стихотворения Р. Рождественского «Баллада о маленьком человеке».

...А когда он упал — некрасиво, неправильно,
в атакующем крике вывернув рот,
то на всей земле не хватило мрамора,
чтобы вырубить парня в полный рост!

Герои Великой Отечественной войны: Николай Гастелло, Александр Матросов, летчик Виктор Талалихин, Алексей Маресьев, Зоя Космодемьянская, Лёня Голиков, Зина Портнова, молодогвардейцы и многие другие. На уроках истории сохраняется память о тех, кому мы обязаны жизнью.  А ведь это были простые люди, которые мечтали о будущем, радовались солнцу, шутили, дружили, любили. Они хотели жить, дома их ждали матери и невесты. Но они направляли горящие самолеты в колонну врага, закрывали своим телом амбразуры дзотов, кидались с гранатами под гусеницы вражеских танков, шли на таран. Эти люди жили так, как только может жить человек, преданный своей Отчизне.

В завершении приведу слова российского академика Дмитрия Сергеевича Лихачева: «К патриотизму нельзя только призывать, его нужно заботливо воспитывать».