Люблю путешествовать. Конечно, хорошо поплескаться в Средиземном море или погреться на турецком пляже, но меня больше влечет туда, где можно через соприкосновение с историей почувствовать дыхание Времени. Поэтому самое яркое впечатление от поездки в Египет оставили Каирский музей и пирамиды – настоящее чудо света. Что бы ни говорили, но величественность сооружений, оставленных нам древнейшей цивилизацией, поражает, как и восхищают фаюмские портреты в музее Каира.
Мне мила наша северная столица с ее мостами, клодтовскими конями на Фонтанке, соборами и дворцами, Невой и музеями, с ее замечательными людьми. Я была там всего один раз, воочию увидела то, что хорошо знала по иллюстрациям, теперь хочется возвращаться вновь и вновь, заново открывая для себя Санкт-Петербург.
Но самым интересным было путешествие по Италии. Это было настоящее самостоятельное путешествие без туристической группы в компании друзей моего мужа. Оно было тщательно спланировано нами от начала и до конца так, чтобы увидеть разную Италию: от имперского Рима до простых селений Тосканы. Идея проехать Италию с севера на юг, укрепилась после просмотра фильма Познера и Урганта «Их Италия».
Началось путешествие с Венеции, куда мы прилетели 24 сентября 2012 года. Описать Венецию словами невозможно, да и фото не передают того ощущения, которое испытываешь в этом удивительном городе, где нет ни одного автомобиля, где все пронизано романтикой и волшебным настроением. Один местный житель Венеции сказал: «Венеция усиливает чувства, с которыми человек посещает город, будь то влюбленность, грусть или ожидание чуда». От себя добавлю, что эти слова относятся не только к Венеции, а ко всей Италии.
Вся следующая часть путешествия прошла на колесах. В аэропорту Венеции мы сели в заказанный заранее серебристый «Мерседес» и покатили по неизвестной нам стране с севера на юг. Одна ночь и день на озере Гарда, по дороге к нему посещение Вероны под проливным дождем (балкон Джульетты, Колизей с огромной афишей Челлентано). А дальше были Парма, Модена, Болонья, встреча с итальянскими друзьями мужа, веселая вечеринка в ресторане. А уже следующим вечером мы заселялись в удивительную «антикварную» гостиницу во Флоренции, где вечером русская девушка с «рецепшена», сев за рояль, чудно исполняла итальянские арии и русские романсы.
Флоренция нас покорила. Можно прочесть все, что написано о Дуомо (соборе Санта-Мария-дель- Фьоре), но когда ты подходишь к храму, то забываешь обо всем. В тебе возникают гордость от того, что ты человек, как и те люди, которые создавали это величие, гордость от осознания созидательной мощи человека. Поражает талант и смелость, с которой Брунеллески взялся за создание величайшего в мире купола, созданного без лесов на высоте сотни метров.
Идешь на площадь Синьории, смотреть грустного Давида и восхищаться Микеланджело. Гуляешь по садам Боболи и, умиротворившись, идешь в Санта-Кроче - постоять у надгробий великих флорентийцев: Данте, Галилея, Микеланджело, Россини… А вечером - вдоль реки к Понте-Векко, самому старому мосту, полюбоваться блеском его ювелирных магазинов. И снова вернуться к Дуомо, чтобы пройти 464 ступени и обессиленные сесть на его вершине, лаская свой взор панорамой Флоренции. Ни одно высотное здание не портит ее облик. В галереи Уфицци постоять у «Благовещения» Леонардо да Винчи, угадывая зарождающегося гения, который в двадцать лет уже превзошел учителя. Флоренцией нельзя насладиться.
Но Флоренция еще и столица Тосканы. Ах, Тоскана… Утопающая в зелени Тоскана с ее живописными городками: Поджибонсо, Сан-Джиминьяно, Сиена, Монтельпучано… Дух средневековья вперемежку с милыми ресторанчиками, многочисленными сувенирными лавками, чинными стариками, взирающими на поток туристов глазами, в которых вечность.
В Тоскане мы заночевали в маленьком отеле на взгорье, вкусно поужинали, а встав рано утром, увидели долину, погруженную в густой туман. Солнце только всходило, и картина была завораживающая.
В местечке Панзано де Кьянти мы побывали у Дарио Сечини – одного из лучших мясников в Италии, профессионала в седьмом колене. Его живописал Познер в своем фильме. К Сечино едут со всего мира, чтобы попробовать знаменитый флорентийский стейк. Это действительно божественное блюдо, в котором нет никаких кулинарных изысков. Просто обжаренный кусок мяса без соли, без масла и специй. Но какое это мясо! В корове, выращенной на тосканских лугах, такого мяса всего шесть килограмм, но нежного, как прикосновение луча солнца.
«Все дороги ведут в Рим». Наша дорога не могла быть исключением. К середине нашего путешествия мы добрались до желанной цели. Рим – величественный и надменный. Гигантский Колизей, на арене которого разыгрывались даже водные сражения, и сейчас поражает масштабом. Трудно представить, что чувствовал гладиатор, выходящий из подземелья на арену под рев стотысячной толпы.
Посещение Рима было для меня мечтой всей жизни. Казалось, что Рим – это некий источник человеческой цивилизации, прикоснуться к которому мне было важно, как учителю истории. В Риме все дышит историей: Колизей, монументальный Капитолий, развалины Форума. Моя мечта исполнилась, однако сердце полюбило не Рим, а навеки осталось во Флоренции.
Рим существенно отличается от моего представления о большом городе. Нет современных высотных зданий, потоков машин и людей. Рим не суетлив.
Отдельная страница нашего путешествия – Ватикан. Предварительно заказав по интернету билеты на экскурсию, мы получили редкую возможность побывать в садах Ватикана и его музеях. Их роскошь и разнообразие превосходит все ранее виденное. Сикстинская капелла со сценой Страшного суда и Сотворением мира Микеланджело, осмотром которого заканчивается посещение музея – это апофеоз того, что могут создать человеческие руки.
Сердце Ватикана – собор св. Петра, с его гигантской площадью, собирающей тысячи верующих во время выступлений Папы Римского. В каком бы уголке Рима мы не находились, его купол притягивал наш взор. Этот самый высокий купол в мире (136 м.) начинал возводить Микеланджело, а закончил Джакомо дела Порта. Диаметр купола 43,3 м. лишь чуть уступает флорентийскому Дуомо. Уже более пяти веков его белый шатер сияет в синем небе Рима. Внутри собор поражает огромными размерами, гармонией пропорций, богатством оформления. В храме находится жемчужина мировой скульптуры - «Пьета» Микеланджело. Именно в этом соборе я почувствовала себя «песчинкой» перед величием Бога, перед гением Человечества, сумевшего создать подобное творение. Когда я находилась в храме, чувства были настолько сильными, что слезы текли рекой.
В Риме мы провели пять дней из нашего двадцатидневного путешествия. Достаточно, чтобы почувствовать коллективное эго, которое было движущей силой Римской империи. Амбиции и непревзойденная в то время мощь технологий – краеугольные камни самой великой империи мира.
Мы не могли не побывать в Помпеях, где развернулась трагедия, унесшая две тысячи жизней за одни сутки.
Дальше наша дорога лежала на юг, к одному из красивейших мест в мире – Амальфитанскому побережью. Небольшие поселения на склонах гор, живописно спускающиеся к морю – каждое из них по своему интересно и экзотично: Позитано, Амальфи, Майори, Праяно, Минори. Но самым впечатляющим стало посещение небольшого селения Равелло, расположенного высоко в горах. Жить и умереть в Равелло… У меня нет таких слов, чтобы передать те ощущения, которые испытываешь, бродя по улочкам этого античного, богом обласканного места. Тонино Гуэрра на вопрос Познера, в каком единственном месте он рекомендовал бы побывать в Италии, не задумываясь ответил – в Равелло.
А дальше были Сорренто, Неаполь и … родная Россия.
Теперь я понимаю Гете, который сказал: «Кто видел Италию, и особенно Рим, тот никогда больше не будет несчастлив».
Посещение Италии превратило для меня эту страну в «близкого друга», которого мне удалось немного узнать и полюбить. Отныне я не смогу быть равнодушна к этой стране, к ее людям, к тому, что там происходит. Впечатления об Италии всегда будут со мной. Их можно перебирать, как разноцветные камешки. А ведь еще была гастрономическая часть путешествия, а это отдельный рассказ, не укладывающийся в рамки короткого повествования. И если кому-то захочется повторить наш маршрут, буду рада помочь советом.