Сценарий урока по теме «В древнегреческой школе».
Цель урока: получить представление о системе обучения и воспитания в древнегреческих школах и гимнасиях; совершенствовать умения анализировать, сравнивать, обобщать; воспитывать интерес к истории посредством приобщения к общечеловеческим ценностям.
Планируемые результаты:
Предметные: анализировать систему воспитания и образования в древнегреческих школах и гимнасиях; получить целостное представление об особенностях обучения детей в афинских школах; формулировать собственные гипотезы по дискуссионным вопросам истории.
Метапредметные: организовывать учебное взаимодействие в парах; формулировать собственную точку зрения, определять собственное отношение к явлениям современной жизни; слушать и слышать друг друга; самостоятельно определять тему урока, формулировать цели и проблему урока.
Личностные УУД: обрести мотивацию к изучению нового материала; осмысливать роль и значение образования в афинских школах и гимнасиях.
Оборудование: проектор, мультимедийная презентация, хитоны, ноотбуки, рабочие листы.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Приветствие. Хайрете, пайдес! (по-гречески «Здравствуйте, дети»)
Калой кай агатой! («Прекрасные и совершенные»)
Мультфильм «Греция» («Маша и медведи»). – 2 мин.
С каким настроением вы пришли на урок? На столах у вас лежат смайлики.
Желтый цвет означает грустное, подавленное настроение.
Синий цвет – равнодушие.
Красный цвет – цвет радости и веселья.
Выберите соответствующий вашему настроению цвет и покажите мне.
У большинства из вас хорошее настроение, надеюсь в процессе урока оно улучшится.
II. Актуализация знаний.
Задание на платформе «ЯКЛАСС». Мы изучаем с вами Древнюю Грецию и сейчас я предлагаю вам задания на платформе «ЯКЛАСС». Вам необходимо, работая в парах, выполнить задания в течении 5 минут.
https://www.yaklass.ru/TestWork/Info?jid=KKqv3f4rVEK0cdnQSvp4hQ
III. Формулирование темы урока и целей урока.
(Стук в дверь. Входит педагог с ребенком.)
Учитель, мы немного опоздали. Простите нас. Этот лентяй любит поспать, вот и опоздали. (Педагог, обращаясь к ребенку)
-Будь усерден, бойся наказания. Слушайся учителя. Если будешь шалить на уроке, тебя справедливо накажет и побьет палкой учитель. Помни, что священный храм знаний не для игр и криков. Хорошо учись и стань достойным гражданином, продолжателем дела родителя.
Вопрос: Ребята, как вы думаете, кто к нам пришел на урок? Кого вы узнали в наших гостях? Кто мог сопровождать ребенка в школу?
Ответ: Сопровождал ребенка педагог, что в переводе означает «сопровождающий ребенка». Обычно это был раб, который не на что другое не был годен, состарившийся или искалеченный. Он сопровождал своего молодого хозяина в школу, следил, чтобы по дороге он ни с кем не разговаривал. Дома педагог учил мальчика хорошим манерам. Например, нельзя было первым заговаривать со старшими, громко смеяться и т.д. Педагог был суров – розга основной метод его воспитания.
Вопрос: А в каком значении сегодня мы используем слово «педагог»? (тот, кто учит и воспитывает детей)
Вы догадались, о чем пойдет сегодня речь на уроке? А кто мне может назвать тему сегодняшнего урока?
Что бы мы хотели узнать о древнегреческой школе?
Сформулируйте цели урока. (Узнать, чему учили? Какие предметы изучали? Какими средствами пользовались для обучения? Как проходили уроки? С какого возраста шли в школу? Учились ли мальчики и девочки вместе или отдельно? Были ли каникулы?)
Мы с вами ученики школы XXI века. А будем изучать древнегреческую школу. Сформулируйте проблемный вопрос урока, на который нет однозначного ответа.
Интересно сравнить древнегреческую школу с современной.
Задание на урок: в течение урока, я предлагаю вам сравнивать обучение в современной и древнегреческой школе, записывать в рабочие листы сведения в сравнительную таблицу (Приложение 1). А в конце урока вы сможете ответить на вопрос «Что вам нравится, а что нет в древнегреческой школе? И почему?»
IV. Изучение нового материала. Практическая работа учащихся.
Исторические источники свидетельствуют, что в Древней Греции было трудно найти неграмотного человека среди свободного населения. Но в школе обучались только мальчики. Так как их назначение управление полисом, военные подвиги, защита и поддержки родителей в старости.
Удел девочек – домашнее хозяйство. Девочек учили писать и читать дома. Они под наблюдением матери занимались музыкой, рукоделием, ткачеством, обучались домоводству. Девочки оставались дома, пока их не отдавали замуж, примерно в 15-16 лет.
Хотелось бы мне узнать, сколько вам лет? –(11-12 лет)
Значит, вас пора передать в руки раба-педагога, для того чтобы он отвел вас в школу. Дело в том, что в древней Греции школу начинали посещать с 7 лет и посещали до 18 лет.
С 7 до 12 лет посещали обычную школу.
– Сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие и посетить древнегреческую школу. Кстати, школа в переводе с греческого означает “досуг”. Я – ваш экскурсовод.
Вопрос: Как вы думаете, чему раньше учили в школе? Ответ: музыка, математика, грамота.
Будьте усердны, бойтесь наказания. Приходите сюда, едва поднимется солнце, а уходите не раньше первых сумерек. Не шалите – розги всегда лежат перед мной. Не толкайтесь, не пристало здесь играть ни в бронзовую муху, когда один тычется во все стороны с завязанными глазами, как заболевший осел, а остальные визжат и разбегаются; ни в хитринду, когда вы сажаете товарища на пол, скачете вокруг и задираете его, а он хватает вас, но не может сойти с места. А самое сильное наказание будет назначено игроком в эфедрисму, потому что священные стены храма знаний – не для диких прыжков ребенка с товарищем на закорках.
Вы начинаете учиться, и весь наш маленький гордый город с надеждой смотрит на будущих граждан, ожидая, что вы вырастете опорой родины и приумножите ее славу и богатство.
А теперь перестаньте дрожать, сядьте прямо, и начнем урок.
По расписанию первым уроком у нас - урок грамматики.
1 урок – грамматика.
(На экран выводится греческий алфавит.)
БУКВА |
НАЗВАНИЕ |
ПРОИЗНОШЕНИЕ |
БУКВА |
НАЗВАНИЕ |
ПРОИЗНОШЕНИЕ |
A, α |
альфа |
а |
N, ν |
ни |
н |
B, β |
вита |
в |
Ξ, ξ |
кси |
кс |
Г, γ |
гамма |
г |
O, o |
омикрон |
о |
Δ, δ |
дельта |
д |
П, π |
пи |
п |
E, ε |
эпсилон |
э |
Р, ρ |
ро |
р |
Z, ζ |
зита |
з |
Σ, σ |
сигма |
с |
H, η |
ита |
и |
Т, τ |
таф |
т |
Θ, θ |
фита |
англ. th |
Y, υ |
ипсилон |
и/й/в/ф |
I, ι |
йота |
и/й |
Ф, φ |
фи |
ф |
K, κ |
капа |
к |
X, χ |
хи |
х |
Λ, λ |
ламбда |
л |
Ψ, ψ |
пси |
пс |
M, μ |
ми |
м |
Ω, ω |
омега |
о |
В какой стране появился первый алфавит? - (в Финикии)
Какой недостаток был у него? -(не было гласных букв)
А греки добавили гласные буквы. Стало намного удобнее читать и писать.
(На слайде появляется картина, изображение табулы и стиля).
Вот раб-педагог принес нам какие-то странные предметы. Греки называли их табулами. Это доски, покрытые воском. На них с помощью специальной палочки острым концом выдавливали буквы. Она изготавливалась из кости или из металла и называлась стиль. Другой конец палочки – плоский, чтобы можно было затирать неправильно выведенные буквы.
Каждой группе я сейчас раздам табулы и стили. Попробуйте написать слово, которое видите на экране.
I Σ Т O Р I A
Лишь старшие ученики писали на папирусе. Это был дорогой материал, который привозили в Грецию из далекой страны. А как называется эта страна? (Показывается папирус с египетскими иероглифами)
2 урок – математика.
(На экране изображение греческих цифр)
α' |
β' |
γ' |
δ' |
ε' |
σ' |
ζ' |
η' |
θ' |
ι' |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Мы выучили греческие буквы. Тем, кто прилежен в изучении алфавита, нетрудно будет усвоить новую премудрость, потому что наши буквы умеют чудесным образом стать цифрами и числами. Чтобы отличить цифры от букв, надо над буквами поставить чёрточку (тило).
Давайте решим задачу, используя греческие числа.
Дионис шалил на уроке и получил за это 4 удара палкой, а Деметриос опоздал на занятия и был наказан 2 ударами. Сколько ударов нанес учитель в течение урока?
4+2=6
δ'+ β'= σ'
дельта + бетта= ита
Вопрос: Почему учитель давал ученикам решать такие задачи?
3 урок – чтение.
В греческой школе очень много читали и повторяли за учителем. Учитель рассказывал ребятам о героях, о великих чемпионах олимпийских игр, о знаменитых гражданах. Очень любили произведения Гомера. Образованные греки гордились тем, что наизусть знают «Илиаду» и «Одиссею». (Показать две книги).
Преподавались также танцы и музыка. Мальчики овладевали искусством хорового пения, учились играть на музыкальных инструментах: кифаре. Арфе, флейте, лире.
Каникулы. Ребята вы не устали? Помимо каникул, которые были только весной, мальчики не посещали школу в дни побед при Марафоне и Саламине. Не учились и в праздники, посвященные греческим богам. Обучение было платным.
Посещение палестры.
Когда мальчикам исполнялось 12 лет, они начинали посещать палестру. Так называлась гимнастическая школа. Сбросив одежду и натерев кожу оливковым маслом для упругости и гладкости, мальчики выходили на усыпанное песком открытое пространство. Учитель гимнастики. Вооруженный тростью, уже поджидал своих учеников. Начинались упражнения: бег, борьба, прыжки, метание диска и копья. Занятия гимнастикой считалось важным делом, ведь гражданин должен быть и воином.
В афинских гимнастиях.
Юноши наиболее знатных родителей, достигших шестнадцатилетнего возраста, имели возможность продолжить образование в государственных школах – гимнасиях, где значительная часть времени отводилась физическим упражнениям, а остальная – беседам с философами, выдающимися государственными мужами. Обучались в этих школах в основном взрослые люди.
Приглашаю к доске известных ученых.
Аристотель. Меня зовут Аристотель. Я родился в 384 году до н.э. Мой родной город – Стагира во Фракии. Отец мой был придворным врачом при македонском царе. Я ученик великого Платона. Я не был согласен с его взглядами и поэтому покинул платоновскую Академию, произнеся фразу, которая стала крылатой: «Платон мне друг, но истина дороже». Я считал, что Земля – шар и находится она в центре мира, а Солнце и звезды вращаются вокруг неё.
Гиппократ. Я Гиппократ, родился на острове Кос в 460 г. До н.э., врач в семнадцатом поколении. Я делал сложные хирургические операции и излечил тысячи людей. Я определил типы темперамента человека: холерик, флегматик, сангвиник, меланхолик. Выделил четыре принципа лечения больного:
1) приносить пользу, а не вред;
2) противоположное лечить противоположным;
3) помогать, а не мешать организму бороться с болезнью;
4) щадить больного. Деятельность врача важна, я сравнивал её со свечой: «Светя другим, сгораю сам».
Геродот. Я Геродот. Греки называли меня «отцом истории». Мой главный труд по истории посвящен греко-персидским войнам. Родился я в 484 г. До н.э. Мой родной город – Галикарнас. За участие в борьбе против правителя-тирана в своем городе я был вынужден покинуть родину. Много путешествовал по странам Востока, подробно описывал обычаи Египта, которые меня поразили. Описал и другие события из жизни стран Востока. На Олимпийских играх я прочитал несколько глав своей «Истории». Олимпиада закончилась, зрители разъехались по разным городам Греции и распространили мои рассказы. Я сразу стал знаменит.
Учитель. Давайте поблагодарим древнегреческих ученых за их вклад в развитие мировой науки.
V. Подведение итогов.
Используя таблицу, которую вы заполнили в рабочих листах, ответьте на вопрос: «Что вам нравится, а что нет в древнегреческой школе? И почему?».
VI. Рефлексия.
Настало время подводить итоги. У каждого участника есть кораблик. Закрасьте зеленым цветом парус корабля, если вы справились и было все понятно, желтым цветом парус, если испытывали затруднения, красным цветом, если было трудно и нужна помощь. Если урок ничем не отличается от прежних уроков, и ничего нового не принес – закрасьте серым цветом.
Домашнее задание: всем прочитать параграф 38, далее задание по выбору.
Необходимый уровень: ответить на вопросы1-6 «Проверь себя»;
Повышенный уровень: задание на платформе «ЯКЛАСС» по ссылке
https://www.yaklass.ru/TestWork/Info?jid=daRbORqTEUe7Ti9YXp5zkw