«СССР в 1953-1964 гг.» 

Сценарий повторительно-обобщающего урока в 11 классе 

Выполнила учитель истории и обществознания МБОУ СОШ №52

Иванова Елена Вячеславовна

 

Цель урока: систематизировать и обобщить знания учащихся об основных тенденциях развития СССР в 1953-1964 гг., формировать умения, необходимые для выполнения заданий ЕГЭ.

Задачи:

  • Образовательные

 - обобщить знания учащихся по теме «СССР в 1953-1964гг»;

 - проанализировать деятельность Н.С.Хрущева в различных сферах; 

 - определить, как проведенные мероприятия повлияли на развитие страны;

 - способствовать формированию собственной оценки личности Хрущева Н.С. и его деятельности 

 Развивающие

Формировать и закреплять умения:

 - устанавливать соответствия между фактами и датами, между фактами и понятиями;

 - определять последовательности событий;

 - четко и последовательно излагать свои знания по теме (в письменном виде);

 - извлекать информацию из источника, анализировать исторический источник;

 - выявлять и анализировать позиции автора, исторических личностей;

 - анализировать исторические версии и оценки;

 - анализировать историческую ситуацию; 

 - самостоятельно формулировать тему и цели урока;

 - структурировать знания;

 - грамотно строить высказывание в устной и письменной форме;

 - работать в группах;

 - задавать вопрос и отвечать на вопросы;

 - аргументировано высказывать собственную точку зрения

 Воспитательные

- воспитывать критичность и самостоятельность мышления у учащихся;

 - учить уважать мнение других людей;

 - способствовать формированию собственного мировоззрения

 

Тип урока - повторительно-обобщающий

 

Оборудование:

 - подборка исторических документов для работы в группах; 

 - материал для моделирования (5 ватманов, маркеры синего, зеленого, красного, желтого, фиолетового цветов); 

 - открытки 5 цветов, разрезанные на 5 частей; 

 - заготовки флажков 5 цветов для групп;

 - карточки с домашним заданием

 Исторические документы, характерные для данной эпохи:

 Воспоминания современников: В.М. Молотова, Д.Ф. Устинова, М.И. Ромма.

  1. Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой. 5 августа 1963 г.
  2. Доклад Н.С. Хрущева на XX съезде КПСС (1956 г.) « О культе личности и его последствиях»
  3. Из воспоминаний К.Ф. Катушева, работавшего в 50-е гг. секретарем парткома Горьковского автомобильного завода
  4. Из выступлений Н.С. Хрущева перед деятелями литературы и искусства
  5. Из заявления Правительства СССР по вопросу о разоружении 14 мая 1956 г.
  6. Из информации Генерального прокурора СССР Н. Трубина о событиях в Новочеркасске 1962 г.
  7. Из письма Н. С. Хрущеву учительницы М. Николаевой. Ноябрь 1956 г.
  8. Из послания Председателя Совета министров СССР Н. С. Хрущева президенту США Дж. Кеннеди 27 октября 1962 г. по московскому радио
  9. Из постановления Президиума ЦК КПСС «О клеветническом романе Б. Пастернака» от 23 октября 1958 г.
  10. Из Постановления Оргбюро ЦК ВКП (б) «О журналах «Звезда» и «Ленинград»
  11. Из откликов на повышение цен на продовольствие 1 июня 1962 г.
  12. Из сообщения ТАСС о запуске первого в мире искусственного спутника Земли
  13. Информация Министерства обороны СССР в ЦК КПСС. 24 октября 1956 г.
  14. Послание Ф. Кастро – Н.С. Хрущеву. 27 октября 1962 г.
  15. Постановление Пленума ЦК КПСС «Об очередных задачах идеологической работы партии». Июнь 1963 г.
  16. Устав КПСС, принятый XXI съездом КПСС. Октябрь 1961 г.
  17. Анекдоты про Н.С. Хрущева
  18. Бунич П, экономист //Литературная газета, 1994, 20 апреля
  19. Федоров Г. Как нам оценивать Хрущева? // Московские новости. 1988,31, с.2.
  20. Хрущев С.Н. Никита Хрущев: кризисы и ракеты. М., 1994, т.2, с.467-469.

 

Понятия:

 

совнархозы – территориальные органы управления промышленностью и сельским хозяйством (т.е. управляли экономикой в пределах области или республики);

 

реабилитация – восстановление в правах невинно репрессированных;

 

«хрущевская оттепель» - время правления Н.С.Хрущева (1953-1964гг.), период, связанный с реформированием советского общества, при сохранении марксистско-ленинской идеологии и командно-административной системы управления;

 

волюнтаризм – стремление реализовать желанные цели без учета объективных обстоятельств и возможных последствий;

 

«шестидесятники»- поколение советской интеллигенции, мировоззрение которой сформировалось под влиянием «хрущевской оттепели», которое выступало за демократизацию советского общественно-политического строя;

 

Этапы урока:

 

I. Организационный момент

 

II. Вызов

 

1. Разминка

 

2. Мотивация

 

3. Постановка проблемы

 

III. Осмысление

 

5. Защита моделей, подведение итогов

 

6. Домашнее задание

 

7. Рефлексия

 

 

Ход урока

 

 

I. Организационный момент – 3 мин.

 

Учащиеся заходят в кабинет истории рассаживаются в группы по 4-5 человек, сформированные по цвету произвольно выпавшего фрагмента открытки. Группа №1 – красный, группа №2 –желтый, группа №3- зеленый, группа №4-синий, группа №5-фиолетовый

 

На столе лежат набор маркеров соответствующего одного цвета, ватман, флажок, рабочие листы с заданиями.

 

II. Вызов

 

1. Разминка (3 минуты)

 

Задание учащимся.

 

Перед группами карточки с заданиями. В качестве разминки учащиеся выполняют задание в карточке; на основании заданий в карточке определяют, о каком историческом периоде пойдет речь на уроке?Формулируют тему урока.Определяют, к какой сфере деятельности (экономической, политической, социальной, духовной) относится данное задание; дают название своей группе, записывают его на флажке, например, «политики», «экономисты», «идеологи», «социологи», «хозяйственники», «целинники», «энтузиасты», «шестидесятники», «миротворцы».

 

Карточка группе №1

 

Установите соответствие между событиями и годами, когда они происходили:

 

1. Хрущев Н.С. – Первый секретарь ЦК КПСС

 

2. XX съезд КПСС

 

3. Смерть Сталина

 

4. События в Новочеркасске

 

5. Отстранение Хрущева от власти

 

А.1953г. Б.1956г. В.1957г. Г.1962 г. Д.1964г.

 

 

 

Карточка группе №2

 

Установите соответствие между событиями и годами, когда они происходили:

 

1. Карибский кризис

 

2. Ввод советских войск в Венгрию

 

3. Образование ОВД

 

4. Испытание первой водородной бомбы в СССР

 

А. 1953 г. Б. 1955 г. В. 1956 г. Г. 1962 г. Д. 1964 г.

 

 

 

 

 

Карточка группе №3

 

Что из названного относилось к политике Н.С. Хрущёва в годы его руководства страной?

 

  1. Предоставление права на пенсию колхозникам

  2. Неоднократное снижение цен на продукты питания

  3. Поддержка новых течений в искусстве

  4. Поддержка арендного подряда в деревне.

 

 

 

Карточка группе №4

 

Какие три события из перечисленных ниже относятся к экономической политике государства в период «оттепели» в СССР?

 

А) начало освоения целинных и залежных земель

 

Б) сокращение нерентабельных предприятий

 

В) принятие Программы построения коммунизма

 

Г) массовое внедрение кукурузы

 

Д) ликвидация МТС

 

Е) реабилитация репрессированных

 

1.АБГ 2. АГД 3. БГД 4. АДЕ

 

 

 

Карточка группе №5

 

Установите соответствие между фамилиями писателей периода «оттепели» и названиями их произведений:

 

1.А. Солженицын 2. Б. Пастернак 3. И. Эренбург 4. В. Дудинцев

 

А. « Доктор Живаго» Б. «Оттепель» В. «Не хлебом единым» Г. «Один день Ивана Денисовича» Д. «Молодая гвардия»

 

 

 

Правильные ответы: 1)1-А,2-Б,3-А,4-Г,5-Д; 2) 1-Г, 2-В, 3-Б, 4-А; 3) 1-Г, 2-А, 3-Б, 4-В; 4) 1; 5) 2

 

 

 

Группа №1 (красный)– определяет, что карточка относится к политической сфере деятельности (внутренняя политика).

 

Группа №2 (желтый) – к политической (внешняя политика).

 

Группа №3–(зеленый) - к экономической

 

Группа №4 (синий) – к социальной.

 

Группа №5. (фиолетовый) – к духовной

 

2. Мотивация. Прием «Что это…» (черный ящик)

 

На столе стоит черный ящик, в котором находится «символ» изучаемой эпохи. ( Это могут быть шоколад - черный, белый, черно-белый или черная и белая искусственные розы). В конце урока мы его вскроем и определимся в правильном направлении мы шли, давая оценку изучаемому периоду.

 

3.Постановка проблемы

 

Прием «Как бы вы прокомментировали эпиграф?»

 

Задание учащимся:

прочитайте эпиграф и сформулируйте цель работы на уроке.

Наш век пройдет. Откроются архивы.

И все, что было скрыто до сих пор,

Покажут миру славу и позор.

Богов иных тогда померкнут лики,

И обнажится всякая беда.

Но то, что было истинно великим,

Останется великим навсегда…

Русский поэт Н. Тихонов.

 

Учитель. Тема нашего урока «СССР в 1953-1964гг.». Это эпоха Н.С.Хрущева. С периода «оттепели» прошло полвека. Мы – дети и внуки «шестидесятников» - попытаемся выяснить, что в хрущевский период принесло «славу», а что «позор» нашей стране и миру. Были ли в это время великие события и великие люди?

 Наша цель оценить личность Н.С.Хрущева и его деятельность в зависимости от политического строя, в условиях которого он действовал, и идеологии, которая господствовала в обществе. Проанализировать, как деятельность Н.С.Хрущева в различных областях повлияла на развитие страны.

 III. Осмысление

 

Задание учащимся: группам в течение урока предстоит решать данную проблему с точки зрения заданной сферы деятельности:

 «политики» с внутриполитической,

 «миротворцы» с внешнеполитической,

 «экономисты» с экономической,

 «социологи» с социальной,

 «идеологи» с духовной.

 

Задание 1. Метод мозгового штурма

 

Учитель. Используя ватман и маркеры (своего цвета), напишите наиболее значимые преобразования и события периода власти Н.С. Хрущева.

 

«Политики» - внутриполитические преобразования, «миротворцы» - внешнеполитические события, «экономисты» - в области экономики, «социологи» - социальные и научно-технические, «идеологи» - культурные, (каждая группа выполняет работу на своем ватмане, моделируя эпоху 1953-1964гг.)

 

Затем знаками (+, -)выделите позитивные и негативные преобразования в политике Н.С.Хрущева. Группы могут пользоваться подборкой исторических документов в качестве дополнительного материала, анализировать их.

 

Затем учащиеся передают свой наработанный материал по принципу «Водоворота» по кругу другим группам. Получив новый лист, группа оценивает записи, сделанные предыдущей группой, затем члены группы добавляют свои идеи, соображения.

 

В течение 3 минут каждая группа может делать записи на листах, используя только свой цвет маркера. Это позволяет зрительно зафиксировать вклад в общую работу всех групп. Затем лист передают дальше по кругу для работы.