XIII Московский педагогический марафон учебных предметов.

День учителя истории и обществознания.

8 апреля 2014 года проходила педагогическая конференция (в рамках Московского марафона учебных предметов) для учителей истории и обществознания. Участие в Марафоне бесплатное. Вход по именным билетам, которые можно было получить в Личном кабинете на портале «Первое сентября».

В течение 6 часов проходили лекции, круглые столы, семинары по актуальным проблемам в сфере преподавания истории и обществознания. За время работы можно было посетить три занятия по выбору из десяти предложенных. Наибольший интерес вызвали лекции по подготовке к ГИА-9 и ЕГЭ по истории и обществознанию.

Лекцию «Актуальные вопросы ГИА-9 и ЕГЭ по истории и проблемы подготовки к государственной итоговой аттестации 2014г.» прочитал И.А.Артасов, зам. председателя ФКР КИМ ЕГЭ по истории, руководитель группы разработчиков КИМ ГИА-9 по истории, автор учебных пособий издательства «Национальное образование».

Лектор отметил, что изменений в структуре КИМ ЕГЭ по истории в 2014г. по сравнению с 2013г. нет. Заданий всего 40. Задания А4, А13, А20 – по культуре (эти вопросы вызывают у школьников затруднения); задания А16, А17 – по истории Великой Отечественной войне. Почти половина заданий в каждом блоке по XX веку. Изучение истории во многом построено на ассоциативных связях, задания, вызывающие ассоциации у учащихся, выполняются ими успешно,  а задания, требующие обобщения, даже в части А, у слабых учеников вызывают сложности. Выступающий обратил внимание, что период Андропова у учащихся западает из-за особенностей преподавания истории конца XX века.

Часть В состоит из 13 заданий, проверяющих умения. В1 – расположить в хронологической последовательности исторические события, если выпускником допускается одна ошибка, то все задание считается не верным. В3 – установить соответствие между правителями и событиями, между именами и именами (выполняются хуже). В4 – исключить лишнее понятие (сложность вызывают понятие поместье, стахановцы). В5 – написать понятие, которому дается определение, сложность вызывают понятия стахановское движение, пожилое. За задание В6 можно получить максимально 3 балла, в этом задании необходимо вставить пропущенные в таблице слова и даты. В7 на анализ исторического источника, когда надо выбрать 3 верных суждения. В8-В11 – проверяет умение работать с исторической картой. Игорь Анатольевич обратил внимание, что выпускники лучше знают карты походов Святослава, периода ВОВ, гораздо хуже карты периода Гражданской войны, Первой мировой войны, Северной войны, русско-турецких войн XVIII века. В12 предполагает работу с иллюстративным материалом: почтовыми блоками, плакатами, карикатурами, историческими картинами (например, «Боярыня Морозова»). Задание В13 проверяет знание значимых архитектурных памятников Москвы и Санкт-Петербурга. Лектор перечислил основные памятники Москвы, которые школьники должны знать: Красная площадь, Исторический музей, Успенский собор Кремля, церковь Вознесения в Коломенском, Храм Христа Спасителя, Башни Кремля, Храм Василия Блаженного, Грановитая палата, Университет на Воробьевых горах.

Задания С1-С3 направлены на анализ исторического источника. В С1 нужно установить атрибуцию (автора, время, события), в С2 найти информацию в источнике, которая дана в явном виде, в С3 найти контекстную информацию (нет в источнике информации, но она связана с источником). С4 – задание-задача, предполагает анализ исторической ситуации, за его выполнение 3 балла. В С5 излагается точка зрения, которую надо аргументировать. Часто выпускники вместо аргументов пишут факты. Поэтому надо учить школьников писать полные аргументы. Лектор обратил внимание, что при выполнении С1-С5 нет штрафных санкций, поэтому можно не бояться писать как можно больше вариантов. За верное выполнение заданий С6 можно получить 6 баллов. В К1 нужно указать часть века, когда жил или правил исторический деятель, в К2 указать направления деятельности исторического лица, а в К3 перечислить результаты деятельности по указанным направлениям.

Следующий лектор Ольга Александровна Чернышева, учитель истории и обществознания СОШ №2 г. Бетайска Ростовской области, автор и ответственный редактор учебно-методических пособий по обществознанию, руководитель авторских коллективов издательства «Легион» осветила тему «Реализация метапредметного компонента ФГОС при подготовке к ЕГЭ по истории». В своем выступлении Ольга Александровна сравнила стандарты 1 поколения и стандарты 2 поколения. Лектор отметила те умения, которые у российских школьников плохо сформированы. Российские школьники не могут:

1)применять полученные знания,

2)анализировать полученную информацию в целом,

3)выполнять интегрированные задания,

4)найти и решить проблему,

5)действовать в нестандартных ситуациях,

6)работать с одновременным обращением к текстам разного характера,

7)соотносить разные точки зрения,

8)привлекать данные, не содержащиеся в задании,

9)осуществлять рефлексию своей деятельности.

Учитель рекомендовала для подготовки к ЕГЭ по истории использовать пособия:

 История. Историческое сочинение. Задание С6. Тетрадь – тренажер» авторов О. Г.  Веряскина, Е. Г. Губанова, С. И. Мумикова;

История. 10-11 классы. Подготовка к ЕГЭ: анализ исторического источника (задания С1-С3). Р. В. Пазин;

История. Тематические тесты для подготовки к ЕГЭ. Задания высокого уровня сложности (С4-С6). Историческое сочинение. Р. В. Пазин;

История развития российской культуры. Подготовка к ЕГЭ. 10-11 классы. Справочные материалы, практические задания и иллюстрации. Р.В. Пазин.

Следующую лекцию «ЕГЭ – 2014 по обществознанию. Рекомендации по подготовке с учетом типичных ошибок выпускников» озвучила А. Ю. Лазебникова, член-корр. РАО, зав. лабораторией обществоведческого образования ИСМО РАО, член предметной комиссии ЕГЭ по обществознанию. Выступающая отметила изменения в 2014г.  Задание В5 стало труднее, суждения, которые надо отнести к факту, суждению, и теории (введена в 2014г.). Задание С5, где учащиеся теперь должны сформулировать самостоятельно 3 предложения (а не 2), раскрывающие аспекты. Соответственно увеличилось количество баллов за С5 до 3 баллов. Общее количество баллов за ЕГЭ по истории в 2014г. составит 60 баллов. Лектор рассказала о типичных ошибках, которые допускают выпускники, при выполнении С5, и рекомендовала учить школьников определять родовые понятия и видовые понятия, для формирования умения давать определения историческим понятиям. При выполнении С6 лектор советовала внимательно читать задание, так как вопросы могут быть разные: назвать 3 критерия прогресса и их конкретизировать; или назвать 3 проявления прогресса и конкретизировать; или на примере 3-х критериев показать ограниченность прогресса. Обратила внимание, что в С7 возросло количество задач с использованием графиков и таблиц, посоветовала аргументацию сделать более весомой. Лазебникова А.Ю. разобрала несколько планов, которые были составлены выпускниками, при выполнении С8. Отметила, что темы планов будут усложняться. Дала рекомендации при составлении плана:

1)соотнести предложенную тему со сферой;

2) включить взаимодействие с другими сферами;

3) если в формулировке плана речь идет о процессе, то рассмотреть зарождение, этапы, факторы, которые реализуют этот процесс.

Учителям при составлении плана лектор посоветовала использовать следующие методические приемы:

1)предложить учащимся подготовить 2 плана по сходным темам («Мораль как способ регулирования общественных отношений», «Мораль как форма общественного сознания»);

2)учитель сам составляет два плана на одну тему, построенных на разных основаниях, и предлагает учащимся сравнить их, выбрать тот который полнее раскрывает тему, аргументировать выбор;

3)предложить школьникам простой план преобразовать в сложный;

4)план с пропускам пунктов, которые должны заполнить школьники.

Лазебникова А.Ю. назвала проблемы проведения ЕГЭ, которые в настоящее время дискутируются, нужно ли убрать задания части А из ЕГЭ, можно ли в ЕГЭ ввести устные ответы.

Посещение данного мероприятия лично для меня имело несомненный интерес, так как представляло возможность общения с разработчиками заданий ЕГЭ, авторами учебников и учебных пособий, расставляло акценты и разъясняло сложные моменты, возникающие у учителей старших классов при подготовке к ЕГЭ.